Научная статья на тему 'Усиление валютного контроля и контроля за капиталом в России'

Усиление валютного контроля и контроля за капиталом в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапир Жак

Статья посвящена обоснованию необходимости усиления валютного контроля и контроля за капиталом в условиях современной финансово-экономической ситуации в России и содержит предложения по реализации институциональных перемен в финансовой системе созданию органов контроля, эффективность деятельности которых апробирована мировой практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление валютного контроля и контроля за капиталом в России»

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Жак Сапир

УСИЛЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И КОНТРОЛЯ ЗА КАПИТАЛОМ В РОССИИ

Статья посвящена обоснованию необходимости усиления валютного контроля и контроля за капиталом в условиях современной финансово-экономической ситуации в России и содержит предложения по реализации институциональных перемен в финансовой системе - созданию органов контроля, эффективность деятельности которых апробирована мировой практикой.

В августе 1998 г. Россия оказалась в ситуации наиболее тяжелого финансового кризиса за все десятилетие. Осуществляя перестройку большей части своей финансовой инфраструктуры, страна должна была решать также проблему создания временной системы контроля и регулирования валютного курса.

С августа 1998 г. российское правительство перешло от политики регулирования номинального валютного курса к политике регулирования реального валютного курса после резкой девальвации (составившей фактически 50% в реальном выражении). В каком-то смысле этот переход был оправдан появившейся отдачей от промышленности. В 1999 г. российское промышленное производство достигло 8-процентного прироста, значительно увеличилось сальдо торгового баланса. Тем не менее в экономической политике возникают некоторые сложные проблемы, которые должны быть разрешены в будущем. Во-первых, репатриация доходов от экспортных операций подразумевает создание финансовой системы, способной пустить эти деньги в оборот. Если этого не сделать, может возникнуть серьезный дисбаланс между финансовым сектором, где будет накапливаться ликвидность, и экономикой, все еще находящейся в ситуации отсутствия ликвидности. Такой дисбаланс имеет серьезные последствия для валютного курса (угрожая привести к его завышению) и ограничивает эффективность денежной и банковской политики. Во-вторых, оборот этих денег в производственном секторе (промышленность, сельское хозяйство и строительство) является источником непрерывного роста. Потенциал роста российской промышленности даже без больших инвестиций все еще значителен и может оцениваться 25-35%. Однако основная часть производственного сектора испытывает недостаток финансов. Отсутствие эффективной системы кредита (торгового и потребительского) - несомненно, основное препятствие для возобновления экономического роста.

Установление развитой и последовательной системы валютного контроля и контроля за капиталом крайне важно для российского правительства. Вопреки распространенным утверждениям как на Западе, так и в России, имеется экономическая литература, основанная на микро- и макроэкономических учениях, поддерживающая идею контроля над капиталом и валютного контроля. О его действенности свидетельствует как исторический опыт Франции и большинства европейских стран с 1945 г. до середины 80-х годов, так и нынешний эксперимент Малайзии (1998-1999 гг.). Такая система способна осуществить реорганизацию российской экономической политики для достижения непрерывного роста. Она также создаст жесткие и эффективные правила игры, позволяющие экономическому агенту принимать лучшие решения, ориентированные на инвестиции. Контроль над капита-

лом и валютный контроль не означает отхода от рынка, наоборот, он мог бы сыграть решающую роль в перестройке российской банковской и финансовой систем, делая их более эффективными и ориентированными на действительные нужды экономики.

Основные принципы контроля за капиталом и валютного контроля. Существующая экономическая литература подтверждает необходимость такого контроля в условиях, когда рыночные институты слабы, как в России. Настороженное отношение некоторых экономистов к такому контролю и совершенно отрицательное

- со стороны МВФ имеет обычно идеологическую основу. Если обратиться к литературе по истории контроля за капиталом в развитых и менее развитых странах, то можно выделить важнейшие доводы в его поддержку [1].

Во-первых, контроль за капиталом и валютный контроль можно использовать для достижения или получения автономии определенного вида денежной политики и политики обменного курса. В современной экономике неуправляемые потоки капитала превращают правительство в заложника ситуации на международных финансовых рынках. Это так называемый парадокс доверия. Если правительство с самого начала не заслуживает доверия людей, проводящих игру на международных биржевых рынках, его валюта будет постоянно подвергаться атаке до тех пор, пока оно не откажется от своего денежного и экономического суверенитета. В данных условиях контроль за капиталом требуется для проведения политики обменного курса [2, рр. 311-325].

Управление обменным курсом может быть жизненно необходимым стране, нуждающейся в перестройке больших сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает неясными возможности обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла бы привести к завышению реального обменного курса, которое всегда оказывается деструктивным. Попытка сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над реальным обменным курсом обычно приводит к тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино [3]. Единственным решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс через постепенную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках и от ожиданий. При отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом и валютного контроля страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, т. е. неконвертируемость. Введение контроля за капиталом и валютного контроля помогло бы избежать возвращения к административной экономике.

Другой аргумент связан с идеей защиты возрождающейся промышленности и менее развитых финансовых рынков. Сильным стимулом к возрождению промышленности является прямой кредит, который обычно подразумевает контроль над процентной ставкой. Но сокращение или управление процентными ставками предполагает, что мобильность капитала должна сократиться. Близко к этому утверждение о том, что контроль за капиталом можно использовать для защиты внутренних финансовых рынков от непостоянства краткосрочных потоков капитала, а затем - для сокращения изменчивости валютного курса [4, рр. 153-159; 5].

В условиях политики, направленной на развитие, полная либерализация счетов движения капитала не дает возможности правительству сосредоточить усилия на целях развития [6]. Неуправляемые потоки капитала обычно оказываются деструк-

тивными для инвестиционного процесса. Потенциальные инвесторы превращаются в таком случае в спекулянтов, предпочитающих сохранение ликвидности инвестированию своего богатства в промышленные активы. Контроль за капиталом может в этом случае сыграть решающую роль и позволить правительству перейти к среднесрочной политике. Это тем более уместно, когда речь идет о России, поскольку она не сталкивается со структурной слабостью платежного баланса. Значительное положительное сальдо торгового баланса подразумевает, что проблемы платежного баланса возникают в основном из-за утечки капитала и спекуляции.

Утечка капитала является несомненным основанием для введения контроля за капиталом, и это тем более справедливо, если имеется серьезное подозрение, что значительная часть банковского сообщества не подчиняется закону. Проблема России на данный момент заключается, скорее, не в привлечении иностранного капитала, а в предотвращении утечки российского капитала из страны. Это основное отличие России от большинства развивающихся стран, которые имеют обычно отрицательный торговый баланс и слабую базу сбережений. Следовательно, они находятся в высокой степени зависимости от иностранных инвестиций для развития и модернизации. Позиция России совершенно иная. Прямые иностранные инвестиции интересны с точки зрения качества управления или сопровождающей их технической экспертизы. Но сырьевой сектор обеспечивает высокий потенциал для внутренних сбережений, если гарантировано полное или частичное сохранение платы за сырье.

Азиатский кризис привел к экономической и этнической дезинтеграции Индонезии, тогда как Малайзии удалось выйти из финансового потрясения с очень незначительными экономическими и политическими потерями, главным образом благодаря установлению контроля за капиталом и валютному контролю. Я.К^ап [7] на основе анализа азиатского кризиса и его последствий разработал 5 целей, для достижения которых необходимо вводить ограничения потоков капитала:

- удержание внутренних сбережений;

- сохранение внутренней базы налогообложения;

- сохранение денежной автономии ради достижения управляемого плавающего валютного курса;

- установление правильной последовательности шагов по достижению экономической либерализации;

- ограничение изменчивости краткосрочных потоков капитала и, следовательно, сокращение колебаний обменных курсов и уменьшение частоты и силы спекулятивных атак.

Первые две цели имеют особо важное значение для России. Высокая концентрация денежных средств в крупных предприятиях, вовлеченных в деятельность, связанную с экспортом сырья, означает, что утечка капитала непосредственно уничтожит внутреннюю базу налогообложения и внутренние сбережения. Важность третьей цели связана с высоким уровнем неопределенности в развивающихся экономиках в сфере производственных инвестиций [8]. Управляемый плавающий валютный курс, т. е. медленно изменяющийся обменный курс, дающий возможность предотвратить любую валютную ревальвацию с 30-40% годовой инфляцией, несомненно, необходим России в данных условиях.

Утверждение, касающееся изменчивости валютного курса, особенно уместно для России по двум причинам. Первая - это общественная стабильность. Имеется значительная разница между прогрессивной девальвацией номинального валютного курса, связанной с режимом постепенно изменяющегося валютного курса, о пользе которого мы уже говорили, и значительными колебаниями как вверх, так и

вниз. Эти колебания могут носить деструктивный характер для социальной и политической стабильности. Тем не менее есть и вторая причина. Изменчивость обменного курса может усилить неопределенность и, следовательно, негативно повлиять на долгосрочное и даже среднесрочное инвестиционное планирование [9]. Изменчивость обменного курса, несомненно, вредит торговле, осуществляемой между двумя странами [10], и, сокращая торговые возможности, может препятствовать инвестициям. Необходимо помнить, что воздействие изменчивости обменного курса на небольшое число торговых партнеров было логическим обоснованием создания Европейского Платежного Союза в конце 40-х и 50-х годах. В этой связи, учитывая негативное влияние августовского кризиса 1998 г. на торговлю между странами СНГ, имело бы смысл возродить эту идею, если не на всей территории СНГ, то хотя бы среди основных партнеров (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан). Эта идея была предложена еще в начале 1992 г. [11, рр. 97-118]. Однако Платежный Союз подразумевает управление обменным курсом, что создает основания для введения контроля за капиталом и валютного контроля.

Сохранение денежной автономии и ограничение изменчивости краткосрочных потоков необходимы, если инвесторы как резиденты, так и нерезиденты, имеют большое число инвестиционных альтернатив. У них мало стимулов для того, чтобы тратить время и деньги на изучение конкретной страны. Поэтому любая, даже малейшая неопределенность в этой стране оказывает огромное влияние, что приводит к формированию так называемого стадного менталитета инвесторов [12; 13, рр. 235-264], который может приобрести еще более беспорядочный характер, когда крупные игроки на рынке, как в случае с печально известными фондами хеджирования, совершают торговые операции, скорее, на основании шума, чем информации [14]. Это достаточно веский аргумент против традиционного мнения, что финансовые рынки в конце концов достигнут равновесия.

Нельзя забывать и о шагах к экономической либерализации. Традиционная литература, ссылаясь на «оптимальную» схему любой экономической либерализации, особо выделила необходимость обеспечения финансового сектора адекватным пруденциальным регулированием перед тем, как перейти к нерегулируемым операциям со счетами движения капитала [15, 16, 17]. К сожалению, в конце 80-х годов нерегулируемость была в моде, и в начале 90-х никто не хотел прислушиваться к советам об осторожности. Череда финансовых кризисов 1997-1999 гг., вероятно, явилась хорошим уроком, благодаря чему возникла необходимость контроля в условиях, когда законодательство и финансовые институты достаточно слабы.

Добросовестное и внимательное изучение существующей литературы доказывает, насколько важен вопрос временного контроля за капиталом и валютного контроля. Противопоставление полной нерегулируемости возврату к административному управлению было бы чисто идеологическим. Между полной рыночной конвертируемостью и неконвертируемостью, существовавшей при советской системе, наличествует целый спектр различных вариантов. Некоторые из них как будто специально созданы для российской ситуации. Мы можем выделить три основные категории аргументов в пользу контроля за капиталом и валютного контроля.

Во-первых, - это аргументы, связанные с политикой развития. Только контроль за капиталом и валютный контроль есть те инструменты, которые дадут возможность любому правительству России сохранить свой денежный и экономический суверенитет и свободу действий для достижения быстрого и продолжительного роста. Использование управляемого плавающего валютного курса до момента восстановления производственной системы России, будет способствовать росту кон-

курентоспособности, сохранению внутренний базы сбережений и налоговой базы, а также укреплению социальной и политической стабильности.

Во-вторых, - это аргументы, связанные с необходимостью восстановления экономических и финансовых институтов в России. Рынки могут быть эффективными только в том случае, если их деятельность обеспечивается соответствующими институтами. Слабость пруденциальных институтов в России - также достаточное основание для введения контроля за капиталом. Само введение такой системы подразумевает необходимость усилий Центрального Банка (ЦБ) по надзору и законодательному регулированию.

В-третьих, - это аргументы, относящиеся к теоретическим объяснениям более высокого уровня, основанным на микроэкономике. Можно легко доказать, что полностью либерализированная финансовая система может быть дестабилизирована всеми теми возможностями, которые она предлагает. Если предположить, что решения в реальной экономике имеют ограничения по времени и что информация распределяется между участниками рынка неравномерно, то чем больше возможностей, тем менее эффективен процесс принятия решений, так как экономические агенты неспособны отследить и изучить все возможные варианты. Когда информация асимметрична и недоступна широким слоям, рынки информационно неэффективны и даже могут способствовать росту неэффективности. В таком случае ограничения могут рассматриваться как необходимые опорные пункты, помогающие принимать решения агентам, ограниченным во времени и мыслящим рационально. Что касается инвестиций, то контроль может привести к их оттоку только в том случае, если существуют одинаковые возможности. Сам факт отмены контроля не может способствовать возвращению к более предсказуемым операциям с капиталом. Следовательно, регулирование и контроль облегчают проведение рыночных операций по сравнению с операциями в полностью рыночной системе.

В более общем плане идея контроля за капиталом обычно отвергается по тем соображениям, что такой контроль приводит к искажению условий выбора и конкуренции, нарушает ровное распределение факторов и всегда благоприятствует менее контролируемой стране. Вместе с тем утверждения, что либерализирован-ные потоки капитала повышают в любое время и в любом месте экономическую эффективность, основаны в основном на нереалистичных предположениях о совершенстве информации, моментальных решениях (т. е. выборе, одновременном и непоследовательном) и о не ограниченном во времени горизонте принятия решений. Несогласие с контролем за капиталом и валютным контролем как отдельных российских специалистов, так и некоторых международных организаций, представляется более сходным с идеологическим предрассудком, чем основанным на научных или прагматических суждениях.

Цели системы валютного контроля и контроля за капиталом в России. Описанные выше системы контроля оправданы только в критических ситуациях как временные меры. В России, к сожалению, такая критическая ситуация будет сохраняться, по крайней мере, 2 или 3 года, а может быть, и 7-10 лет. Следовательно, системы валютного регулирования и контроля за капиталом, жизненно необходимы для достижения следующих четырех целей.

Первая - предотвратить или уменьшить существующую утечку капитала, давая возможность ЦБ увеличить резервы иностранной валюты, а правительству взимать налог на экспорт. Разъясняя эту цель международным организациям, можно достичь позитивной реакции с их стороны. Если международные организации действительно хотят, чтобы российское правительство смогло в ближайшем будущем вернуть хотя бы часть своего долга, остановить неплатежи и решить про-

блему регионов и последнее, но не менее важное, - разработать структуру расходов федерального правительства, для создания стабильных и эффективных институтов рыночной экономики, они должны согласиться с тем фактом, что только доходы от экспорта могут быть инвестированы в эту программу. Но налогообложение части экспортных доходов предполагает моментальную остановку бегства капитала. Или международные организации будут готовы отменить весь долг России и дать (а не одолжить) России деньги, или они должны согласиться с единственной существующей сейчас возможностью остановить утечку капитала и повысить бюджетные доходы.

Очевидно, что увеличение резервов иностранной валюты - важная часть программы восстановления кредитоспособности, которую российские власти разрабатывали с конца 1998 г. Результаты за апрель и начало марта 1999 г. показали, что достижение уровня в 1 млрд. долл. США в месяц не является невыполнимой целью для ЦБ России. Это говорит о укреплении и совершенствовании существующей системы контроля и о том, что она будет работать, по крайней мере, следующие 18 мес.

Предотвращение или уменьшение бегства капитала важно и в другом контексте. Думаю, все согласятся с утверждением, что криминализация российской экономики уже сейчас основная проблема и возможная угроза для западных финансовых рынков. Потоки спекулятивного капитала в России, как и в любой другой стране, были основным вознаграждением организованной преступности, пытающейся «отмыть» деньги и просто расширять свою деятельность. В такой ситуации введение контроля за капиталом в России является единственным путем существенного давления на криминализированную часть экономики. Исходя из вышесказанного, эту цель необходимо рассматривать как задачу национальной безопасности, к решению которой могут быть подключены европейские страны.

Вторая - управлять реальным валютным курсом (исходя из примерного соотношения 12 руб.:1 долл. по ценам августа 1998 г.) и предотвратить. новую реальную девальвацию или переоценку в обозримом будущем. Предотвращение переоценки реального валютного курса должно стать основной задачей экономической политики на ближайшие год-полтора. В общем, для ведения экономической политики, ориентированной на развитие, российскому правительству потребуется управление валютным курсом, что совершенно невозможно при либерализованных потоках капитала.

Российской экономике, скорее, нужен низкий реальный валютный курс в сочетании с экспортными налогами, чем высокий валютный курс и налоги на импорт. Первой причиной является то, что налогообложение импорта всегда сложно с социальной точки зрения. Правительство столкнется с множеством проблем, стараясь оказать давление на так называемую челночную торговлю или отменить льготы, предоставленные слишком большому количеству социальных организаций. Кстати, высокие тарифы на импорт защищают внутренний рынок, но не помогают российским экспортерам. Низкий обменный курс в этом смысле гораздо лучше, так как он и защищает внутренний рынок, и помогает экспортерам. Такая ситуация продлится до тех пор, пока российские предприятия не накопят достаточно денег для реструктуризации и адаптации к международной конкуренции. Реальной базой для управления обменным курсом является темп роста производительности труда в производственном секторе. Но для эффективного управления обменным курсом, если система валютного регулирования эффективна, ввозимая иностранная валюта должна быть «стерилизована», по крайней мере частично, иначе начнется неконтролируемый рост валютного курса. Это задача фискальной системы, осуществляемая через уже одобренный налог на экспорт и через прогрессивное укрепление всей фискальной системы. Полученные от этого доходы должны быть направлены на цели развития [18, р. 25].

Гибкость в управлении валютным курсом, позволяющая переходить от мягкого к более жесткому режиму, наоборот, в дальнейшем станет важным преимуществом. Если российское правительство даст ясно понять, что оно будет отстаивать свою политику устойчивого развития любыми средствами, то тем самым оно сделает недвусмысленное предупреждение любому возможному спекулянту. Осуществляя контроль за спекулятивными потоками, вводя меры, не ожидаемые спекулянтами, и в то же время проводя последовательную политику, не выходящую за

рамки судебного преследования спекулятивных операций, российское правительство добьется мощного сдерживающего эффекта.

Вполне очевидно, что такая стратегия будет усилена пруденциальным регулированием и сильными финансовыми институтами, которые ограничат масштаб спекулятивной деятельности.

Третья - усилить общий и пруденциальный контроль за российской банковской и финансовой системой. Реализация этой цели может иметь решающее значение для российской финансовой системы в будущем. К середине мая 1999 г. ЦБ России уже начал готовить почву, закрыв некоторые и собираясь закрыть многие другие банки. Введение системы контроля за капиталом в дальнейшем станет прекрасной возможностью разрушить так называемые генетические связи между банками и производителями и провести в жизнь новую и эффективную пруденциальную систему. До ее введения необходим некоторый контроль над капиталом или ограничение его потоков, как оттока, так и притока. [7, 15].

Нужно добавить, что регулирование обменного курса может быть использовано как инструмент для усиления соблюдения правил и норм экономического регулирования в России. Если доступ к иностранной валюте был ограничен, то всегда можно связать смягчение этих ограничений со степенью соблюдения существующего регулирования, будь то фискальное, пруденциальное или другое. Российские власти получат мощное средство воздействия посредством гибкого использования контроля за капиталом и валютного регулирования. Что, очевидно, является верным для российских предприятий, то также верно и для зарубежных компаний, работающих в России. Репатриация прибыли должна быть связана либо с долей затрат на производство на местном рынке, либо с долей продукции, которая должна быть экспортирована. Такой механизм даст российскому правительству хороший способ удовлетворения нужд промышленной политики России.

Четвертая - получить автономию для экономической и монетарной политики. Когда финансовые рынки полностью либерализованы, любая правительственная экономическая политика находится под прямым влиянием игры на международных биржах. Потоки капитала, мобилизуемые такой спекулятивной игрой через инвестирование денежных средств, тормозят развитие возможностей и резервов ЦБ. В такой ситуации у правительства нет другой альтернативы, кроме как проводить ту политику, в которой заинтересованы биржевые спекулянты. Но даже такого полного подчинения экономического суверенитета может быть недостаточно. Если спекулянты не верят в надежность данной экономической политики, даже если эта политика удовлетворяет их интересы, они будут продолжать критиковать ее, уверенные, что она не будет длительной. И так как мобилизуемые потоки капитала огромны, они обычно приводят к поражению данной политики, что впоследствии выдается как «доказательство» правильности их ожиданий. Это классическое самореализующееся ожидание и парадокс надежности объясняют, почему страны, проводящие политику процентных ставок, такие как Мексика и Бразилия, до сих пор вынуждены сталкиваться с огромными потоками спекулятивных денежных средств, что обычно приводит к плачевным результатам.

Переходная экономика никогда не будет защищенной в полностью либерализованном финансовом окружении. Контроль за капиталом и валютный контроль -единственный инструмент, позволяющий вернуть необходимую автономию экономической и монетарной политике от международных спекуляций, что необходимо для проведения финансовой политики, позволяющей решить реальные экономические проблемы этих стран.

Принципы и формы организации валютного контроля. Основы регулирования валютного курса вполне ясны и апробированы длительной практикой в европейских, а также азиатских странах. Операции с капитальными счетами запрещены, за очень редким исключением (обычно это репатриация прибыли для иностранных прямых инвесторов), и доступ к иностранной валюте разрешен только для проведения торговых и туристических операций, для которых также должен быть установлен предел (как во Франции в 1982 и 1983 гг.). Рынок обмена валюты все еще остается открытым, но доступным только импортерам и банкам со специальной лицензией. Вместе с тем экспортеры при принудительном регулировании должны продавать свою валюту на данном рынке, а ЦБ управлять валютным курсом путем покупки или продажи валютных ресурсов для поддержания сбалансированности рынка на данном уровне. Такая система сама по себе предполагает контроль за капиталом. Отток капитала должен быть запрещен, за исключением ситуаций, непосредственно контролируемых властями (ЦБ при возможном сотрудничестве с Минфином и Минпромом). Вопреки ошибочному мнению, такая система не предполагает запрета на наличие иностранной валюты, а ограничивает и контролирует методы покупки ее новых сумм. Классические меры, которые применялись в различных странах в разные времена, представлены в Приложении 1. Для сравнения можно привести те меры, которые с успехом применяет Малайзия с сентября 1998 г. (Приложения 2 и 3), тем самым избегая той плачевной ситуации, в которой находится Индонезия. Некоторые меры полностью или частично уже применяются в России [19].

Основы введения валютного контроля и контроля за капиталом также вполне ясны. Они могут быть в соответствии с опытом европейских и азиатских стран объединены в четыре принципа:

- сочетание регулирующих и стимулирующих мер (экономические агенты поощряются к сотрудничеству с органами регулирования посредством использования различных стимулирующих мер);

- централизованное принятие решений и создание регулирующего органа, действующего сообразно публично установленным правилам игры. Опыт Франции доказывает необходимость передачи значительной свободы действий одному органу (в данном случае - ЦБ), а также необходимость централизации процесса принятия решений (во Франции это было осуществлено через создание специального комитета при Министерстве финансов, в который входили глава Центрального Банка, глава Казначейства и другие высокопоставленные лица);

- сотрудничество между органами государственного регулирования и коммерческими банками. Это подразумевает создание банковской системы, выступающей в качестве надежного партнера. Банковское регулирование, препятствующее неконтролируемому поведению некоторых банков, и активное участие ЦБ в межбанковском рынке в данном случае наиболее важны.

- последовательная интеграция в согласованную экономическую стратегию. Такой контроль - инструмент, а не цель. Если он используется в нечестной политической игре, то его эффективность значительно снизится, так как он будет рассматриваться как нелегитимный. Фактором, определившим эффективность валютного контроля и контроля за капиталом во Франции, Италии и Японии в 50-е и 60-е годы, было одобрение его большей частью общества и политического истеблишмента (от сторонников генерала де Голля до коммунистов) как части долгосрочной стратегии экономического развития.

Основные цели регулирования и валютного контроля предполагают сокращение не связанных с торговлей обменных операций. Они обычно подразумевают:

- запрещение выдавать кредиты в иностранной валюте без разрешения ЦБ и запрещение выдавать кредиты нерезидентам как в национальной, так и иностранной валюте без соответствующего разрешения ЦБ;

- обязательства экспортеров репатриировать экспортные доходы (что может означать либо обмен иностранной валюты на национальную или размещение иностранной валюты на счете ЦБ) и запрет для импортеров осуществлять предоплату ввозимых товаров. Время ускорения или затягивания внешнеторговых расчетов должно быть сокращено до 24 ч.;

- запрещение за некоторыми исключениями для резидентов (частных лиц, предприятий и банков) иметь банковский счет в банках-нерезидентах;

- организацию внутреннего обменного рынка, открытого только для банков с ограничением их числа в дальнейшем и для ЦБ.

Наиболее важный вопрос - это контроль за ускорением и запаздыванием расчетов по экспортным и импортным операциям. Его решение наиболее успешно, если все операции с иностранными партнерами находятся под непосредственным контролем ЦБ или его специального органа. Коммерческим банкам нельзя работать в этой области самостоятельно: они будут преобразованы в простые технические звенья. В свете широкомасштабного использования российскими операторами оффшорных счетов это, без сомнения, самая важная из текущих проблем. Необходимо подчеркнуть, что система контроля за капиталом создаст реальные возможности для перестройки и укрепления банковской системы и ее пруденциального регулирования. Также нужно отметить, что требования, предъявляемые к депозитам, в данном случае более жесткие, чем существующие в России. Причина этого состоит в достаточно низкой межвременной эластичности. В противоположность правилу: чтобы затраты были эффективны, они должны быть очень высоки.

Эффективность контроля, описанного в Приложении 1, безусловно, повышается, когда экономические агенты имеют серьезные стимулы для использования национальной валюты. Это означает, что экономические агенты, с одной стороны, сталкиваются со строгим запретом (если вы произведете действие х, то к вам будет применено наказание у), а с другой - с поощрением и прибылью (если вы подчиняетесь постановлениям, то сможете воспользоваться данными преимуществами). Некоторые виды контроля уже применяются на основе затрат. Депозитные системы с выплатами по правилам аукционных продаж небольших объемов иностранной валюты, соответ-ствущим правилам фондовой биржи и ЦБ, являются примерами проведения в жизнь «политики кнута и пряника». Но этого, несомненно, недостаточно. Другие методы должны быть нацелены не на рост стоимости покупки иностранной валюты, а на повышение возможности поддержания национальной валюты, дедолларизацию российской экономики. Среди наиболее широко практикуемых и эффективных можно перечислить следующие:

Повышение эффективности налоговой и платежной систем. Чем больше сумма расходов в национальной валюте, тем больший объем активов, деноминированных в иностранной валюте, экономические посредники будут вынуждены обменять на рубли. Кроме того, даже небольшое повышение платежной дисциплины усилит стимул к использованию рубля. Здесь можно добавить, что связывание стоимости иностранной валюты с экономической дисциплиной может стать интересным инструментом в текущей российской ситуации. Если доступ к иностранной валюте контролируется, подчинение правилам можно сделать условием этого доступа. Чтобы иметь доступ к рынку иностранной валюты напрямую или через лицензированный банк, экономические агенты-резиденты должны подчиняться налоговым правилам и постановлениям, что приводит к повышению их затрат в рублях

и, следовательно, сокращает их возможности покупки иностранной валюты. Это применимо как к банкам, так и предприятиям. Станет реальной возможность для российского экспортера удержать, например, 15% своей экспортной выручки в иностранной валюте на специальном счете в ЦБ России, если только он уплатил все налоги и задолженности по зарплате.

Необходимо добавить, что сильная налоговая система для экспортеров решит проблему «стерилизации» репатриированного капитала.

Стимулы к дедолларизации через финансовые услуги. В текущей ситуации резиденты (как российские, так и зарубежные) сталкиваются с тем, что спектр их деятельности ограничен отсутствием потребительского кредита и высокой стоимостью кредиоов вообще. В данном случае стимулирование проявляется двояко: напрямую, когда через открытие специального счета для обмена иностранной валюты на рубли экономические агенты получают доступ к специальным кредитным и(или) лизинговым операциям (см. Приложение 2); косвенно, через стимулирование экономической активности благодаря контролируемому расширению кредитов, когда кредиты строго взаимосвязаны с материальной составляющей, что увеличивает возможности для получения прибыли и делает более заманчивым развитие операций, деноминированных в рублях, чем сохранение неподвижных активов в иностранных валютах.

Если говорить вообще, то к моменту, когда лизинговые операции приобретут достаточную весомость в России, их можно будет привязать к первоначальным валютным депозитам.

Можно также добавить, что если приобретение валют станет дорогостоящим, то повысится стимул для коммерческих банков к сбору долларов у населения. Через повышение стоимости доступа к иностранным валютам ЦБ создает базу для развития схемы дедолларизации.

Развитие финансовых инструментов, номинированных в рублях (подобных 90дневным торговым облигациям во Французской или Японской системах) с целью финансирования коротких производственных циклов и возрождения финансового рынка. Для этого целесообразно наряду с покупкой новых российских ценных бумаг (допустим, индексированных с учетом инфляции, но не более, и выпущенных правительством, Сбербанком, АРКО и, возможно Инвестиционным банком, который необходимо создать) российским предприятиям или предприятиям-резидентам предоставить возможность приобретать иностранные облигации. Вполне очевидно, что предприятия захотят защитить свои сбережения, вкладывая их в зарубежные облигации. Введя обязательное соотношение приобретаемых таких облигаций и аналогичных (даже больших) по объему специальных, средне- или долгосрочных рублевых облигаций, правительство и поддерживаемые им организации имеют возможность получать займы в рублях под разумные проценты и на реальные сроки. Поддержание общего баланса между иностранными и российскими облигациями (например 1:3—2:3), создаст предпосылки для возникновения нового финансового рынка. В общем, чем быстрее будет возрождена в России посредническая финансовая система, в которой коммерческие банки и ЦБ играют основную роль по связям с предприятиями, тем эффективнее будет контроль. Этот процесс можно ускорить через введение зарубежных банковских институтов в российскую банковскую систему, либо через операции обмена «долг-акции», либо через совместные предприятия. Чем быстрее зарубежные банки получат возможность работать в России на тех же базовых условиях, что и российские, тем быстрее будет возрождена финансовая система и повышена заинтересованность в активах, номинированных в рублях.

Введение строгой системы личной отчетности также является частью такого рода стимулирующей стратегии, благоприятствующей развитию операций, номинированных в рублях. Контроль за капиталом и регулирование валютных операций вызовут повышение стоимости операций с иностранной валютой, и в то же время откроются новые возможности для проведения операций в рублях. Однако эффективность стратегии «стоимость - эффективность» будет достаточно низкой, если возникнут серьезные проблемы «начальник - агент» из-за того, что первые будут вводить подходы, не ориентированные на интересы других участников, что деморализует агентов более низкого уровня. Это вполне возможно, когда начальники имеют приоритетный доступ к некоторой внутренней информации и к специфическим финансовым каналам. В этом случае усиление давления на предприятие как на коллективную организацию неэффективно, так как прирост благосостояния начальника может быть не связан с доходом его предприятия. При такой системе целесообразно добавить к уже предложенному подходу увеличения стоимости специфическую систему персональной отчетности.

Министр финансов Франции, который позже стал 4-м президентом Французской Республики, однажды сказал: «Если они будут продолжать делать глупости, я закрою банк и посажу банкиров в тюрьму.» Vincent AURJOL министр финансов І936-І937 гг., затем министр юстиции. Осенью І940 г. вступил в подпольное ан-тинацистское французское движение, в І943 г. перебрался в Великобританию и вступил во Временное правительство генерала Де Голля, являлся главой первого послевоенного Парламента, занимал пост президента с І947 по І954 г.

Предложения по централизованному принятию решений и их реализации.

Когда реальная деятельность многих финансовых институтов неясна, установление четких правил должно быть усилено некоторыми показательными действиями, с помощью которых можно преподать столь необходимый урок не подчиняющемуся никаким правилам российскому финансовому сообществу. В этом случае было бы целесообразно создание комитета по контролю за капиталом и валютному контролю. В него могли бы входить: министр финансов, председатель ЦБ России, глава комитета по валютному контролю, глава налоговой администрации, глава таможенной администрации, представитель организации коммерческих банков, представляющий банковское сообщество, а также заместитель федерального генерального прокурора. Так как Россия в отличие от Франции является федеративным государством, также можно предложить участвовать в комитете и представителю Совета Федераций.

Такого рода комитет должен обладать властью принимать решения о введении различного рода регулирующих мер, о проценте обязательной продажи экспортной выручки, о числе банков, получающих лицензию на проведение операций на валютном рынке, о исключениях, которые могут быть приняты по операциям по счетам движения капиталов, об объеме средств в валюте, которые каждая семья имеет право потратить на зарубежный туризм, о размере депозитной маржи, дающей право импортеру получить разрешение на покупку иностранной валюты и т. д. (см. Приложение l). Такой комитет должен будет обсуждать не сам уровень валютного курса, а уровень «жесткости» или «мягкости» валютного контроля или контроля за капиталом, какого рода штрафы могут быть применены при необходимости и какие стимулирующие механизмы необходимо развивать.

Если такого рода комитет фактически станет оперативным, то вопрос о статусе ЦБ отойдет на второй план. По политическим причинам, связанным главным образом с нарастающей тенденцией на западных финансовых рынках, полное подчинение ЦБ Минфину может привести к негативным последствиям, так как это создаст опасения, что в России будет воскрешен Госбанк.

Решения, принимаемые в описанном выше комитете, должны исполняться быстро и решительно. Во всех странах, в которых система контроля за капиталом оказалась успешной, центральный банк играл основную

роль. Если выразиться метафорически, то центральный банк можно представить как монетарного диктатора, сосредоточившего в своих руках значительную исполнительную власть в соответствии с законом. А диктатор - это не тиран.

Если говорить в исторической перспективе, то валютный контроль и контроль за капиталом успешно применялись в странах, где статус центральных банков был различен. Во Франции технически это независимый орган, но принадлежащий государству и находящийся под контролем министерства финансов. В Великобритании Центральный Банк - только отделение министерства финансов. В Японии и Италии ситуация представляет собой нечто среднее между Францией и Великобританией. Однако самое важное - это каким образом централизован процесс принятия решений.

В соответствии с руководящей линией комитета ЦБ должен обладать полномочиями отзывать банковскую лицензию, поставив банк под прямое управление временной администрации, заморозив некоторые операции и банковские счета, применив автоматические штрафы. ЦБ передает на рассмотрение генеральному прокурору имена и документы, касающиеся нарушителей банковских правил, для судебного преследования. Это особенно важно в том случае, если понадобится применить систему персональной отчетности для управляющих или владельцев банков или предприятий, о которой мы говорили выше.

ЦБ будет действовать и как участник валютного рынка по поручению правительства, покупая и продавая валютные ресурсы, необходимые для управления валютным курсом. Прозрачность при этом достигается за счет еженедельных отчетов, предоставляемых ЦБ комитету, принимающему решения, и публичных отчетов (возможно ежеквартальных) комитетам Думы и Совета Федерации. Эти отчеты, включающие список санкций и имена людей и предприятий, преследуемых в судебном порядке, должны становится достоянием широкой общественности.

По образцу существующего во Франции агентства "ТгасРіп" необходимо создать специальное отделение по обработке информации о бегстве капитала и правовых нарушениях. Логично, что такое отделение должно действовать в рамках ЦБ, так как оно будет использовать информацию, способствующую усилению правопорядка и повышающую оперативность мер, направленных против нарушителей. Однако отделение такого рода не должно быть просто расширением спектра средств, уже находящихся в распоряжении ЦБ России. В его состав должны входить не только специалисты ЦБ, но и служащие налоговой и таможенной администрации, органов внутренней и внешней безопасности, эксперты из специализированных институтов. Сотрудники этого департамента должны подчиняться очень жестким правилам безопасности.

Такое отделение должно обладать правом немедленного доступа к любым бухгалтерским документам и электронным базам данных экономических агентов-резидентов, а также мониторинга любого оборудования, используемого для проведения электронных операций в России. Комитет по валютного контролю и контролю за капиталом будет осуществлять соответствующий регулярный контроль. Он также станет естественным партнером аналогичных зарубежных агентств, когда для отслеживания и начала судебного преследования незаконных операций потребуется сотрудничество на международном уровне.

Система прочных связей между ЦБ и банковским сообществом. Контроль наиболее эффективен, если существует четкое взаимодействие между ЦБ и коммерческими банками.

Во французской системе драматические последствия может иметь не только неподчинение коммерческих банков указаниям ЦБ, но даже то, каким образом осуществлялось сотрудничество между коммерческими банками и ЦБ, имелось ли прямое влияние на все другие стороны их взаимоотношений. Это означает, что ЦБ играет роль совершенно реальной «сильной руки» в каждой денежной или финансовой операции.

Тот факт, что все французские коммерческие банки в 50-х и 60-х годах принадлежали государству, предоставлял важное преимущество Банку Франции. Однако возможно, что собственность не является наиболее важной проблемой. В Японии, например, удалось ввести необыкновенно эффективную систему при существовании частных коммерческих банков. Действительная разница заключается в форме внутренней кредитной системы. То, что коммерческие банки во Франции и Японии сильно зависели от ЦБ в вопросе получения необходимых им для проведения операций ликвидных средств, давало ЦБ реальное преимущество.

Для достижения подобного результата необходимо развивать специфический финансовый рынок. Его основные принципы достаточно просты. Коммерческие банки должны заниматься торговлей, частными и государственными облигациями и ценными бумагами. С одной стороны, они обязаны иметь определенный процент государственных ценных бумаг в своих активах (во Франции он составлял от 20 до 33%), с другой - если банкам необходимо больше ликвидных средств, они могут перепродать некоторые ценные бумаги, окончательно или временно, ЦБ, что способствует не только установлению учетной ставки (которая становится затем основной процентной ставкой для всей банковской системы), но и определяет количественное ограничение для каждого банка. Через изменение количественного ограничения ЦБ может поощрять банки в соответствии с соблюдением им правил валютного контроля и контроля за капиталом.

Так как российские коммерческие банки в соответствии с ограничениями на проведение операций со счетами движения капитала не будут иметь возможности обращаться к иностранным банкам за кредитами, они будут зависимы от такого рода системы. Следовательно, ЦБ сможет осуществить «точную настройку» ликвидных средств национальной экономики, а также использовать весь набор поощрительных средств.

В данном случае огромную помощь может оказать пруденциальный контроль. Мы выступаем за четкое разделение между банками, специализирующимися на работе со сбережениями населения и управлении текущими счетами предприятий, и банками, специализирующимися на более рискованных краткосрочных операциях. Первая категория банков использует собранные средства для покупки ценных бумаг и коммерческих облигаций с низкой степенью риска, которые могут быть дисконтированы ЦБ. Вторая категория больше вовлечена в финансовое инвестирование, зарабатывая деньги на выпуске облигаций и обыкновенных акций. Затем первая категория обеспечит вторую категорию денежными средствами через покупку и торговлю облигациями, выпущенными банками второй категории. Однако банки первой категории не смогут осуществлять инвестиции в капитал предприятий или брать прямые долгосрочные займы. Таким образом, каждая категория специализируется на конкретной деятельности и аккумулирует профессиональный опыт, навыки и компетенцию, необходимые для работы в этой сфере.

ЦБ должен также способствовать развитию легальных ассоциаций коммерческих банкиров. Этого можно добиться, например, введением законодательства по банковскому страхованию, в соответствии с которым каждый банк обязан получить страховку от Национального Банковского Страхового Фонда для защиты вкладов своих клиентов от риска финансового краха банка. Этот фонд будет управляться выбранными представителями коммерческих банков и представителями ЦБ и контролироваться национальной судебной палатой по расчетным вопросам. Тогда у коммерческих банков будет реальный стимул к созданию ассоциации или профессионального союза, который станет естественным партнером ЦБ.

Интеграция валютного контроля и контроля за капиталом в последовательную экономическую стратегию. В России система контроля необходима для ограничения бегства капитала и направления средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с высокой добавленной стоимостью, а также, чтобы предоставить правительству определенную денежную автономию, необходимую для проведения политики быстрого роста.

В этой связи необходимо вспомнить, что каждое успешное применение системы валютного контроля и контроля за капиталом было исторически связано с объемом власти соответствующего органа, занимающегося экономической стратегией. Во Франции был создан Комитет по планированию (или Commissariat General Du Plan) и территориальное и городское агентство по планированию (DATAR). В Японии действовало хорошо известное MITI, которое было воссоздано в Тайване под другим названием. Италия использовала

государственный холдинг IRI и специальное агентство по развитию Юга страны (Agenza di Mezzogiomo). Даже в США во время великой депрессии президентом Рузвельтом были созданы специальные агентства, наиболее известным из которых было Tennessee Valley Authority.

Нам представляется целесообразным создание в России органа, совмещающего в себе экономическое стратегическое мышление и стремление к региональному развитию. В функции такого органа должны входить разработка основных рекомендаций, на основе которых будут составляться годовые бюджеты.

Орган по стратегии экономического мышления, взаимодействуя с Комитетом по контролю за капиталом и валютному контролю, будет определять:

- уровень реального валютного курса, которого необходимо придерживаться;

- в каких секторах наиболее необходимы прямые зарубежные инвестиции (в соответствии с этим Комитет сможет вводить законодательство, благоприятствующее осуществлению такого рода инвестиций);

- отдельные направления российских инвестиций за рубежом, в связи с чем Комитет получит право внести некоторые поправки в законодательство, запрещающее операции со счетами движения капитала.

Литература

1. Johnston, R., and Barry and Natalia Tamirisa. Why do Countries use Capital Controls / IMF Working Paper. International Monetray Fund, Washington, DC. WP 1998. № 181.

2. Krugman, P. A Model of Balance-of-Payments Crises // Journal of Money Credit and Banking, Vol. 11. 1979. № 8.

3. Stiglitz, J., and Weiss, A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information // American Economic Review. Vol. 71. 1981. № 3.

4. Tobin, J. A Proposal for International Monetary Reform // Eastern Economic Journal. Vol. 4. 1978. № 1.

5. Mishkin, F. Understanding Financial Crises: A Developing Country Perspective // NBER Working Paper. NBER, Cambridge, Mass. WP 1996. № 6500.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Rodrik, D. Who Needs Capital-Account Convertibility? //Essays in International Finance. Princeton University, May. 1998. № 207.

7. Rajan, Ramkishen S. Sands in Wheels of International Finance: Revisiting the Debate in Light of the East Asian Mayem // Institute ofPolicy Studies Working Paper, Singapore. 1999, April.

8. Serven, L. Uncertainty, Instability, Irreversible Investment: Theory. Evidence and Lessons from Africa // Policy Research Working Paper. World Bank. Washington DC. 1997. № 1722.

9. Corbo, V., and Cox, V. Exchange Rate Volatility, In-vestment and Growth: Some New Evidence // Gruben, W., Gould, D., and Zarazaga, C. (eds.). Exchange Rates. Capital Flows and Monetary Policy in a Changing World Economy, Kluwer Economic Press, Boston. 1995.

10. Wei, S. Currency Hedging and Goods Trade //NBER Working Trade. NBER, Cambridge, Mass. 1998. № 6742.

11. Аглиета М. Система расчетов в международной торговле в СНГ // Проблемы прогнозирования. 1992. № 5.

12. Calvo, G. Why is the Market so Unforgiving? Reflections on the Tequilazo CIE Working Paper, Center for International Economics, University of Maryland. Baltimore. 1996. № 27.

13. Calvo, G., and Mendoza, E. Mexico's Balance-of-Payments Crisis: A Chronicle of a Death Foretold // Journal of International Economics. Vol. 41. 1996. № 2.

14. Wei, S., and Kim, J. The Big Players in the Foreign Exchange Market: Do They Trade on Information or Noise? //NBER Working Paper. NBER, Cambridge, Mass. 1997. № 6256.

15. Rajan, Ramkishen S. Restraints on Capital Flows: What Are They? // IPS Working Paper. Institute of Policy Studies. Singapore. 1998. № 3.

16. Goldstein, M., and Turner, P. Banking Crisis in Emerging Economies: Origins and Policy Options // BIS Economic Papers. Bank of International Settlements. Zurich. 1996. № 46.

17. Quirk, P., and Evans, O. et al. Capital Account Convertibility: Review of Experiences and Implications for IMF Policy // IMF Occasional Paper. International Monetary Fund. Washington, DC. 1995. № 131.

18. Sapir, J. Ajustement budgetaire et croissance en Russie // CEMl-EHESS Working Paper, CEMl-EHESS, Paris. 1998. 010398, March.

19. Мельников В.Н. Вопросы валютного регулирования и валютного контроля в пер-иод финансового кризиса //Деньги и кредит. 1998. № 12.

Приложение 1

Предложения по мерам валютного контроля (в соответствии с мировой практикой)

1. При операциях по импорту: импортер должен сделать депозит (под контролем ЦБ) в размере 200% от суммы, которую он хочет обменять за 48 час. до трансакции. Депозит возвращается, как только Таможенная служба удостоверяет доставку приобретенных товаров и оплату импортных пошлин.

2. В операциях по экспорту: 100% суммы должны быть обменены на национальную валюту, но 25% могут содержаться на специальных счетах, индексированных с учетом Инфляции, или 15% могут быть размещены в иностранной валюте на специальном счете в ЦБ.

3. В операциях, связанных с туризмом, за 72 часа до выезда из страны при предъявлении соответствующих билетов и валютной чековой книжки обменивается максимум 1500 долл. США на одного взрослого на период 12 мес. Иностранные валюты, необходимые коммерческим банкам для покрытия расходов по туризму и поездкам, могут быть проданы через аукцион ЦБ с положительным дисконтом, связанным с тем, как коммерческие банки реализуют систему контроля чековых книжек. По операциям с кредитными карточками, превышающими максимальный объем в 1500 долл. США, будет взиматься 100-процентный штраф (это означает, что курс обмена будет в 2 раза выше применяемого в действительности).

4. В валютных операциях предприятий-резидентов по расчетам с иностранными кредиторами все займы, номинированные в иностранных валютах и полученные до введения системы контроля, должны быть заявлены (в течение 24 часов) в ЦБ. Получение новых зарубежных займов возможно только после одобрения ЦБ и Минфина (или Минпрома) и должно быть привязано к депозиту, индексированному с учетом срока погашения займа (т. е. для запрашиваемых краткосрочных займов депозит составляет 100%, а для средне- и долгосрочных - 0%). Новые долги зарубежным кредиторам не допускаются. Исключения возможны только под надзором Комитета по валютному контролю и контролю за капиталом.

5. Прямые зарубежные инвестиции национальных предприятий производятся на тех же условиях, как и по выплате долга. Операции должны быть проверены специальном советом, в состав которого входят представители ЦБ и Минпрома. Возможны исключения или специальные правила для инвестиций в некоторые страны (для стран России-СНГ), или когда прямые инвестиции являются результатом конвертации долговых операций в собственность

6. Репатриация прибыли зарубежными предприятиями производится только через счет, управляемый ЦБ. Доля репатриируемой прибыли может быть связана с долей используемых в производстве неимпортных материалов или с долей продукции, произведенной внутри страны и предназначенной для экспорта.

7. Зарубежные портфельные инвестиции экономических агентов-резидентов могут быть разрешены на более поздней стадии для определенных контрагентов. Если разрешение получено, то приобретение иностранных ценных бумаг и активов должно быть связано с аналогичным приобретением национальных ценных бумаг.

8. Прямые индивидуальные зарубежные инвестиции в предприятия или недвижимость не допускаются.

9. Открытие банковского счета в банке—нерезиденте физическими лицами, как правило, запрещается. Исключения могут касаться российских граждан, проводящих много времени или работающих за рубежом, иностранных граждан, проживающих в России. В обоих случаях перевод денежных средств между счетом в Российском банке-резиденте и в зарубежном банке должен осуществляться через специальный счет, открытый в ЦБ.

10. Открытие банковского счета в банке-нерезиденте предприятиями, как правило, запрещается. Однако допустимы отдельные исключения, число которых будет прогрессивно увеличиваться. Разрешение может быть предоставлено из потребностей экономического развития. Для каждой страны ЦБ России будет публиковать список финансовых учреждений, которые считаются его лояльными партнерами и в которых может быть открыт счет. Перевод денег из России на счет за рубежом должен осуществляться через специальный счет в ЦБ и никогда напрямую или через другой российский банк.

Приложение 2

Ограничения на вывоз капитала, введенные Малайзией 1 сентября 1998 года

Внешние счета.

Для осуществления денежных переводов на любую сумму между счетами вне страны требуется получение предварительного разрешения. Источники финансирования внешних счетов: доходы от продажи инструментов в национальной валюте, ценных бумаг, зарегистрированных в Малайзии, или других активов в Малайзии; оклады, заработная плата, комиссии, проценты, дивиденды; продажа иностранной валюты. Использование денежных средств ограничено приобретением активов в национальной валюте в Малайзии.

Общие платежи.

Резидентам разрешено осуществлять платежи нерезидентам на любом основании до 10 000 ед. национальной валюты или эквивалента в зарубежной валюте, за исключением всех платежей по импорту товаров и услуг. Зарубежные инвестиции в любой форме и платежи под гарантией на основании неторговых операций требуют получения разрешения.

Экспорт товаров.

Строгие предписания по экспортным платежам в зарубежной валюте, за исключением валют Израиля, Сербии и Черногории.

Кредитные услуги.

Запрещено оказание внутренних кредитных услуг банкам-корреспондентам-нерезидентам и компаниям-нерезидентам, осуществляющим операции на бирже. Резидентам не разрешается получать кредитные услуги в национальной валюте от физических лиц-нерезидентов.

Зарубежные инвестиции.

Резидентам, не имеющим внутренних кредитов, разрешено осуществлять платежи нерезидентам в объеме, не превышающем 10 000 ед. национальной валюты, или его эквивалента в иностранной валюте на одну трансакцию. Для осуществления платежей нерезидентам в качестве зарубежных инвестиций в объеме, превышающем эквивалент в иностранной валюте 10 000 ед. национальной валюты, всем резидентам необходимо получить разрешение.

Ценные бумаги.

Ценные бумаги в национальной валюте должны быть депонированы в уполномоченных банках-депозитариях. Если они принадлежат нерезидентам, то для доставки товаров они должны быть проведены через уполномоченный депозитарий. Все платежи нерезидентам по любым ценным бумагами, зарегистрированным в Малайзии, должны быть осуществлены через внешний счет. Все доходы в национальной валюте, полученные нерезидентами от продажи любой ценной бумаги, зарегистрированной в Малайзии, должны быть удержаны на внешнем счете, подчиняющемся правилам операций со счетами такого рода. Однако если ценные бумаги в национальной валюте находятся во владении свыше одного года, то доход от продажи таких ценных бумаг может быть незамедлительно конвертирован в иностранную валюту или кредитован на внешний счет. Все платежи резидентам от нерезидентов по любой ценной бумаге, зарегистрированной вне Малайзии, должны осуществляться только в иностранной валюте.

Ввоз и вывоз валютных банкнот, векселей, страховых полисов и т.д.

Путешественник-резидент имеет право ввозить национальные банкноты на сумму до 1000 единиц национальной валюты и любой объем иностранной валюты.

Путешественник-резидент имеет право вывозить: национальные банкноты только на сумму до 1000 ед. национальной валюты и иностранную валюту в объеме, эквивалентном 10 000 ед. национальной валюты.

Путешественник-нерезидент имеет право ввозить национальные банкноты на сумму до 1000 единиц национальной валюты и любой объем иностранной валюты.

Путешественник-нерезидент имеет право вывозить национальные банкноты на сумму до 1000 ед. национальной валюты и иностранную валюту в объеме, не превышающим количество ввезенной в Малайзию иностранной валюты.

Приложение 3

Восточно-Азиатский кризис: причины, ответная политика, уроки и результаты

Выдержки из рабочего документа № 4 (июнь 1998 г.)

Центрального Банка Малайзии (Bank Negara Malaysia)

Основным уроком кризиса стало осознание насущной необходимости поддерживать макроэкономическую и финансовую дисциплину, принимая во внимание быстроту реакции рынка на экономические и финансовые изменения, преследуя любое нарушение или отклонение от разумного и надежного управления финансовым сектором.

... Другим важным уроком кризиса стало понимание странами необходимости повысить прозрачность и открытость процесса разработки государственной политики, а также улучшить своевременность, охват и надежность экономической и финансовой информации, распространяемой органами власти. Однако такой же важностью обладает ответственное использование и точный анализ открытой или распространяемой информации. Неспособность конечных пользователей, а именно участников рынка и средств массовой информации, получить доступ к точной информации о экономических и финансовых ситуациях и понять скрытую цель политических мер может привести к неправильному принятию решений . Способствовать точной оценке стран и улучшить контроль может разработка и дальнейшее одобрение всеми странами минимальных принятых мировых стандартов открытости, охвата и распространения информации. Структура Специального Стандарта Распространения Информации (ССРИ), разработанного в настоящее время Международным Валютным Фондом, а также другие международные стандарты могут быть приняты за основу.

Так как кризис произошел в эпоху глобализированных международных потоков капитала, при объяснении причин кризиса нельзя недооценивать роль потоков капитала и подверженность экономик влиянию изменчивости этих потоков и, следовательно, их влияние на экономику и финансовые рынки. Хотя кризис сам по себе не препятствует либерализации внутренней финансовой системы, необходимо обратить внимание на важность вопроса скорости и последовательности процесса либерализации. Основным уроком кризиса стала необходимость введения в действие соответствующей регулирующей и контрольной структуры, обеспечивающей создание сильной финансовой системы до начала программы либерализации. Кроме того, скорость и глубина программы также должны быть соразмерны уровню развития финансового сектора экономики с тем, чтобы преимущества либерализации были максимизированы, а риск расширения и увеличения изменчивости потоков капитала был минимизирован.

Кризис также заострил вопрос о пересмотре архитектуры международной монетарной системы с целью разработки мер регулирования будущих кризисов в контексте глобальной среды либерализованных потоков капитала. Для уменьшения негативных эффектов подобных кризисов в будущем может понадобиться реформирование Международного Валютного Фонда - первого международного финансового института. Можно привести несколько ключевых вопросов для размышления:

- усиление контроля над финансовыми рынками и международными потоками капитала для повышения прозрачности и понимания динамики международных потоков капитала.;

- повышение внимания к рискам, связанным с потенциально огромными обратными движениями потоков капитала (что явилось характерной чертой восточно-азиатского кризиса), к роли торговцев валютой и хеджированными фондами и их влиянию на движение валютных средств и цен на активы. В этой связи необходимо изучить возможность создания крупных систем торговой и позиционной отчетности (практикуемой в настоящее время во фьючерсных торгах), охватывающих операции по валютной торговле и операции с хеджированными фондами. Позиция Малайзии по торговым операциям с валютой и хеджированными фондами подразумевает не установление контроля над ними, а повышение их операционной прозрачности . Так как своевременная и точная информация на макроэкономическом и финансовом уровне страны ускоряет процесс принятия решений на финансовых рынках, прозрачность рыночной структуры и операций позволит органам власти осуществлять разумную и дружественную рынку политику и регулирование;

- введение координации обмена информацией между регулирующими органами разных стран (включая органы инспектирования и контроля за институтами, действующими в основных финансовых и оффшорных центрах) повысит открытость и прозрачность рыночных операций и международных потоков капитала, а также приведет к установлению регулярных контактов между фирмами, проводящими операции с кредитными фондами, и органами регулирования;

- установление регулярного диалога между международными агентствами, в особенности Международным Валютным Фондом, и участниками рынка с целью взаимного обмена представлениями о ситуации в данных странах. Одним из поводов для критики МВФ стала его недостаточная про-активная роль в содейст-

І2І

вии рыночному процессу распознавания условий, существующих в различных экономиках Восточной Азии, что привело к опасному обобщению рисков в регионе;

-разработка механизма разумного разрешения любого финансового кризиса в будущем. В этой связи ощущается явное отсутствие эффективного, действующего на основании правил и обладающего адекватными фондами международного кредитора. МВФ должен серьезно поразмыслить, прежде чем принять на себя такую роль, и изменить сроки и условия финансовой поддержки в кризисной ситуации и эффективной стабилизации экономики и финансовых рынков. Однако ситуация осложняется нерешенностью вопроса со стороны США о предоставлении МВФ дополнительного финансирования;

- введение эффективной процедуры привлечения кредиторов частного сектора к разрешению финансового кризиса (для уменьшения вероятности возникновения ситуаций, связанных с моральным риском) в случае, если МВФ возьмет на себя роль последнего кредитора в критических ситуациях. Так как многие кредиторы частного сектора понесли убытки в результате недавних финансовых кризисов, необходимо, чтобы все кредиторы, включая краткосрочных, отвечали за последствия своего решения идти на чрезмерный риск. Если говорить о превентивных мерах, то страны должны ввести меры или установки для понижения чрезмерного использования краткосрочного финансирования, быстрого накапливания внешнего долга и чрезмерного риска со стороны кредиторов. Финансовые функции МФВ призваны стабилизировать экономику и финансовую систему в период нарушения международных финансовых потоков, а не давать возможность пострадавшим странам или кредиторам выйти из трудной ситуации за чужой счет.

... Между тем индустриальные страны могут играть важную роль в разрешении последствий кризиса. Однако пока во всех этих странах, за исключением Японии, прослеживалась тенденция сведения странами последствий кризиса к их собственным экономикам. В связи с жесткой послекризисной экономической и финансовой дислокацией, экономики Восточной Азии, наиболее пострадавшие от кризиса, будут развивать экспортные операции для ликвидации последствий кризиса. Это особенно важно, так как для восстановления внутреннего спроса потребуется время. Следовательно, смешанная макроэкономическая политика индустриальных стран должна оказывать поддержку восстановлению экономик Восточной Азии, в первую очередь, через обеспечение потребления их экономиками экспорта из Восточной Азии. Наибольшую опасность для восстановительного процесса в Восточной Азии представляет Япония по причине стагнирующей внутренней экономики. Однако недавнее введение пакета налоговых стимулов для поддержки внутреннего спроса в дополнение к сохранению денежно-кредитной политики обещает быть благоприятным для экономики Японии и остального мира.

. Необходимо также провести критический пересмотр политических предписаний МВФ по странам, получившим финансовую помощь. Было очевидно, что МВФ использовал один и тот же политический пакет для региональных экономик, находящихся в кризисе, - Таиланда, Индонезии и Южной Кореи. Неправильная диагностика причин будущих финансовых кризисов может привести к заблуждениям в политических предприсаниях, что повысит затраты на корректировку, а при худшем сценарии развития событий, сделает принимаемые меры полностью неэффективнми . Именно это явилось одной из причин критики в адрес политического пакета МВФ . Существующий политический пакет заставляет страны предпринимать слишком много действий одновременно. Кроме того, социальный аспект кризиса, а именно быстрый рост безработицы и бедности и ухудшение стандартов жизни, не был должным образом оценен МВФ до введения политического пакета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.